Начало 2010 года ознаменовалось грандиозным событием в культурной жизни Казани — выставкой произведений самого великого сюрреалиста в истории искусства Сальвадора Дали. Открытие выставки вызвало огромный ажиотаж среди ценителей экстравагантного художника и было достаточно освещено печатью и телевидением. И всё бы прошло замечательно для устроителей, как вдруг высказалось мнение — а Дали ли нам демонстрируют?
27 февраля по казанскому каналу «Эфир» показали сюжет, в котором казанский искусствовед Наиля Ибрагимова подвергла сомнению подлинность представленных произведений Дали. Свои доводы Н.Ибрагимова подкрепляет тем фактом, что Дали не просто подписывал свои творения, но и всегда ставил дату их создания, а таковой ни на одной из представленных работ нет. К тому же, по её словам, ни в одном из известных каталогов не описаны его скульптурные произведения. Да и мероприятия по охране выставки такого масштаба желают лучшего. Из этого следует, что в Казани демонстрируется откровенная фальсификация работ Дали. В лучшем случае — подражание манере знаменитого художника. Можно доверять мнению искусствоведа или принять за очередной казус, но сомнения и вопросы в связи с этим заявлением возникают. Не будучи большим знатоком творчества С.Дали, я всё же предпринял попытку разобраться в щекотливой ситуации и подтвердить, или опровергнуть заявление казанского искусствоведа. И для этого необходимо понять сущность самого Дали не как художника, а как бизнесмена.
Известно, что С.Дали, после того как расстался с супругой, остро нуждался в деньгах. Не будучи особо щепетильным в отношении морали, он начинает попросту продавать своё имя, ставя сотни и тысячи своих подписей на чистых листах бумаги. Вокруг имени Сальвадора Дали до сих пор кипят нешуточные страсти. Так, к примеру, испанский Фонд «Гала — Сальвадор Дали» до недавнего времени вёл судебные тяжбы против бывшего секретаря Дали Джона Питера Мура, который был ответственным за связи художника с заграничными организациями и частными лицами и вел его дела, в том числе весьма сомнительные. С ведома и согласия художника Мур наладил массовое производство подделок его произведений. Дали выдал Муру генеральную доверенность, которая даёт ему право до сих пор выступать в качестве его полномочного представителя. Испанская прокуратура обвиняла Мура по 12 статьям, в том числе, что и после смерти Дали он продолжал фабрикацию фальшивок, подделывая его подпись. В одной только Швейцарии им было произведено более шести тысяч фальсификаций. В результате рынок оказался перенасыщенным произведениями Дали, вызывающими сомнения у покупателей. Во Франции известный Издательский дом «Пьер Аржилле» с 1959 года так же имеет права на издание и продажу гравюр Дали.
И это далеко не единственные издатели и продавцы, имеющие официальное разрешение на распространение работ Сальвадора Дали. Сколько из этого огромного количества оттисков является подлинно авторскими, сказать на сегодняшний день невозможно. В отношении скульптур, выполненных непосредственно самим Дали не менее интересная история. Право на отлив своих лучших скульптур, среди которых «Венера Милосская с ящиками», «Минотавр» , «Космический носорог» и многие другие, Сальвадор Дали передал семье Бенатовых, владельцам известной с 1899 года литейной мастерской «Вальзуани». Семья Бенатовых помимо гипсовых форм скульптур Дали владеют также формами шедевров Родена, Дега, Модильяни и их репутация в мире искусства безупречна. Достаточно сказать, что их заказчиками являлись премьер-министр Путин и мэр Москвы Лужков. Вот что сказал сам Леонардо Бенатов по поводу подлинности скульптур: «Оригинал — это всегда не больше 12 отливов. Судьбу каждой из скульптур легко отследить, поскольку все продажи официально оформлены, имя заказчика зарегистрировано.» Вот так — не больше и не меньше, всё остальное следует считать лишь копиями или мультипли — их может быть 100, 200, 300…
Этот же принцип касается и оттисков с оригинальных гравюр — по неписанному моральному кодексу художник может поставить свою подпись только на 18 листах. Учитывая личность Дали, можно догадаться, что вряд ли художник придерживался этих норм. Сам Сальвадор Дали вообще-то желал массовости. Хотел, чтобы в каждом крупном городе планеты возник его музей и активно тиражировал собственные произведения. Несколько десятилетий назад он уже применял те методы, что актуальны и сегодня. В условиях господства масскультуры его до сих пор считают одним из самых удачных бизнес-проектантов в искусстве. Пусть зрители сомневаются, специалисты спорят, пресса ругает — а посетители приходят, покупают билет и платят деньги. Очень похоже, того же принципа придерживается и господин Шадрин.
Сомнения в порядочности сего коллекционера и устроителя многочисленных выставок возникло ещё в Красноярске, где сей деятель от искусства выставлял картины якобы Михаила Шемякина, которые сам известный художник признал поддельными. Впоследствии выяснилось, что 36 картин были куплены Шадриным у некоего Феликса Комарова, проживающего в США и связанного с «русской мафией», за смехотворную сумму — 2 тысячи долларов за полотно. Сознательно выставлял господин Шадрин в Красноярске поддельного Шемякина или нет, остаётся лишь догадываться. И не эти ли картины «вынужден» был продать он, чтобы приобрести работы Дали? Как бы то ни было, но после такой информации возникает естественный вопрос о действительном происхождении выставляемых в Казани шедевров Дали и о реальной художественной и материальной их ценности.
Коллекция Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве насчитывает 60 листов с офортами художника. Выполненные автором в период с 1934 по 1973 год, они были переданы в дар Музею в 1989 году уже упоминавшимся выше известным французским издателем и коллекционером Пьером Аржилле. Друг и ровесник лидеров дадаизма и сюрреализма, он собрал одну из самых значительных коллекций произведений Ханса Арпа, Тристана Тцары, Андре Бретона, Сальвадора Дали, а в 1980 году открыл в замке Во-ле-Пениль близ Фонтенбло уникальный музей сюрреализма. Коллекция Пьера Аржилле впервые выставлялась в Музее в 1988 году. Эта выставка, в состав которой входили и офорты, впоследствии переданные Музею, была первым масштабным показом произведений Дали в нашей стране и пользовалась огромным успехом.
Пьер Аржилле, как ни один другой издатель добивался максимального участия Дали в создании гравюр. Именно это сделало гравюры из собрания Аржилле уникальным явлением на современном рынке графики Сальвадора Дали. Собственно, совместная работа прекратилась именно тогда, когда Дали перешел от офортов к литографии, которая не предполагает участия автора в создании оттисков и по существу является техникой копирования художественного произведения. В настоящее время Издательский дом «Пьер Аржилле» сотрудничает с питерским «Арт-Холдингом Татьяны Никитиной», которому и предоставил исключительные права на распространение гравюр Дали на территории России. Сегодня в галерее «Арт-Холдинг Татьяны Никитиной» возможно приобрести офорты, литографию и скульптуру С.Дали — и для этого не надо вести восьмилетние переговоры во Франции. Имеются и скульптурные работы С.Дали — в Московском музее современного искусства выставлена «Космическая Венера», та самая, которую видели и казанцы. С творчеством художника россияне могли познакомиться на регулярно проводимых в Москве с 1994 года выставках. Из которых наиболее крупной и значимой являлась «Millionaire Fair» , проходившая в 2009 году в Центральном Выставочном Зале «Манеж». Думаю, не имеет большого смысла продолжать и дальше разоблачение современного Остапа Бендера с Урала по поводу «значимости для России» его подвижничества на ниве искусства — нет в этом ни смысла, ни необходимости. Господин Шадрин в своём интервью телекомпании НТВ ясно выразился: « Дали — это единственный, кто более-менее позволяет заработать !» — и этим всё сказано.
Слыша это, становится понятным, почему главные музеи России, такие как «Эрмитаж» и Государственный музей изобразительных искусств им.Пушкина не спешат принять у себя столь сомнительное «достояние России» (последнее взято со слов г-на Шадрина). Выводы предлагаю сделать самим, но при этом помнить, что сегодня искусство является бизнесом, на котором делают огромные деньги и такие личности, как г-н Шадрин являются лишь его не лучшими представителями. И в заключение своего небольшого расследования приведу выдержку из статьи электронной газеты «БИЗНЕС Online», которая так же попыталась ответить на возникшие вопросы в связи с коллекцией г-н Шадрина: « — Какой бизнес помог вам приобрести такую дорогую коллекцию? — У меня финансовый бизнес, у меня инвестиции. Я много лет занимаюсь инвестициями в разные, выгодные, с моей точки зрения, бизнесы. И у меня ни прогаров, ни кризисов нет. Я вне кризисов. И инвестиции в искусство, я считаю, очень выгодный бизнес. …Слова Шадрина о своем загадочном бизнесе поневоле воспринимаются, как косвенный аргумент «против». Обычно бизнесмены, имеющие более или менее высокие доходы, на виду (даже если пытаются затеряться в тени). А вот Шадрин как преуспевающий бизнесмен, вроде бы не прославился. И нам он не назвал ни одной своей компании, ни одного своего завода, магазина (сети!), которые были бы хоть как-то известны. Или даже пусть просто функционировали. Имели сайт… Мы покопались в Интернете, но все поисковики выдают фамилию Шадрина только в одном контексте — как организатора выставок в провинциальных городах России.
Тогда мы позвонили на родину уральского бизнесмена. Коллеги-журналисты из редакции авторитетного екатеринбургского издания Ura.ru с недоумением сообщили «БИЗНЕС Online», что такого предпринимателя они не знают, он не на слуху…» Кто же Вы, господин Шадрин? И когда Вы говорите правду? Так всё-таки, стоило или нет посещать выставку? Я думаю, что стоило — не каждый день нам удаётся увидеть творчество такого великого художника и мистификатора, как Сальвадор Дали — пусть даже через копии его работ. И нужно выразить отдельную благодарность Наиле Ибрагимовой за её смелость высказать публично своё мнение (пусть даже и не совсем правильное) относительно проводившейся выставки. P.S. C 5-го февраля в Екатеринбурге проводится выставка «Франсиско Гойя & Сальвадор Дали. Сны разума» (не от Шадрина ) — вот бы нам её заполучить!