Все эти картины мне хорошо знакомы с детства, как, думаю, и большинству курян — любителям изобразительного искусства, постоянным посетителям областной картинной галереи имени А. Дейнеки. Большинство шедевров как предмет особой галерейной гордости перемещается из одной тематической экспозиции в другую (постоянную ввиду ограниченности площадей создать, к сожалению, невозможно), и каждый раз происходит чудо.
В каждом новом окружении картины смотрятся по-новому, раскрывается что-то, не замеченное в них ранее. Вообще хорошо периодически посещать музеи, где время словно остановилось, и, вероятно, именно там и ты сможешь «остановиться, оглянуться», что практически не удается сделать в бесконечной суете повседневной жизни.
Новая экспозиция, развернувшаяся в залах картинной галереи, называется «От Бароччи до Дейнеки», что во времени весьма протяженно — от века XVI до XX. Жанровый размах, представленный западно-европейским, русским, советским искусством, тоже внушителен.
Одна из самых старых работ в курской коллекции — «Портрет девочки» итальянского художника Федерико Бароччи, придворного живописца герцога Урбинского. Портрету, когда-то принадлежавшему собранию Марии Николаевны, дочери Николая Первого, уже пять веков, но как сохранился образ модели с ее милой грациозностью, персиковым румянцем на щеках! Кружевной воротничок, тогда только входивший в моду, позволяет предположить, что девочка происходит из знатного рода — вероятно, это дочь или родственница самого герцога.
К XVI веку относится и картина неизвестного итальянского художника «Несение креста». Она практически не выставлялась и обрела по сути свое второе рождение несколько лет назад после реставрации. Полотно, изображающее крестный путь Христа, густо населено персонажами, среди них — Богородица и святая Вероника, которая, по легенде, отерла лицо Иисуса, и на плате отразился Его образ.
Мастера XVII века также активно обращались к библейским сюжетам. Например, итальянец Маттиа Претти. У нас хранится копия с его картины «Пир Валтасара»: пророк Даниил предсказывает конец царства последнего вавилонского царя. А на холсте Хусепе Риберы, испанца по рождению, жившего в Италии, «Святой Иаков старший» изображен ученик Христа, Небесный покровитель Испании. Он в красной одежде (знак мученичества) и с раковиной моллюска (отличительный знак паломников к святым местам).
Эти два холста, как и многие другие, попали в галерею из коллекции князей Барятинских. Отсюда и мифологический сюжет «Поединок Геракла с кентавром», написанный в стиле барокко неизвестным французским мастером XVII столетия, и «Натюрморт с автопортретом» итальянского художника того же времени Франческо Мальтезе. Эта картина всегда поражала меня живописным мастерством: ее не только видишь, но осязаешь. Словно чувствуешь пальцами фактуру пышного восточного ковра, его тяжелый ворс… (так же, как в натюрморте голландца Питера де Ринга ощущаешь вкус винограда и лимона). А скрипка, книга, портрет, составляющие композицию произведения, наполняют его глубоким смыслом.
Вполне в стиле барокко — эмоциональное состояние персонажа картины «Святой Петр» кисти также неизвестного французского живописца. Любимый ученик Христа изображен плачущим: он раскаивается в своем отречении от Учителя. Художник заостряет внимание на огрубевших руках Петра — руках рыбака, в которых он держит символические ключи от небесной церкви.
Интересна судьба картины голландского мастера Яна Викторса, ученика Рембрандта, «Благословение Иакова» (младший внук Авраама, Иаков, от семени которого, по пророчеству, «произойдет многочисленный народ», стал родоначальником двенадцати колен израилевых). Созданное в XVII веке полотно в следующем столетии было надписано снизу. Вероятно, так захотелось его владельцу, и в таком виде холст попал в нашу галерею. Здесь его так и оставили, поскольку сегодня этот надписанный фрагмент — уже историческая деталь.
Великим колористом еще при жизни называли итальянца Дж. Тьеполо, и справедливость этой характеристики подтверждает его «Голова старика» — сколько здесь оттенков одного только коричневого цвета! Скорее всего, как сказала старший научный сотрудник галереи, ведущая экскурсии по выставке, Галина Кальченко, это этюд к большой работе художника, в основном занимавшегося монументальной живописью.
Из портретов XVII века обращают на себя внимание работы французов Жана Ранка («Портрет Елизаветы Фарнезе», испанской королевы) и Пьера Сюблейра («Портрет Марии Феличе Тибальди», итальянки, дочери известного музыканта, жены художника. Модель и сама была художницей).
В XVIII веке наблюдается новый всплеск интереса к античности, о чем можно судить по картине немецкого живописца и гравера, директора Берлинской академии художеств Христиана Роде «Мифологический сюжет» с античными героями. В это же время прославился произведениями с античной архитектурой французский художник Юбер Робер. Его славе способствовал сам Дени Дидро, у него заказывал картины император Павел Первый.
Биография художника насыщена интересными фактами. Прежде, чем посвятить себя изобразительному искусству, он готовился стать священником. Живописи учился в Риме. Пользовался популярностью в Париже, был участником реконструкции парка в Версале, хранителем Лувра. Он член Королевской академии живописи и скульптуры и почётный вольный общник Академии художеств в Петербурге. Во время революции попал в тюрьму, где просидел девять месяцев. Только случай спас его от гильотины — вместо него казнили однофамильца. В период империи состоял при управлении Наполеоновского музея.
Произведения Робера, изображающие преимущественно античные руины, парковые виды, а также различные события из парижской жизни, отличались богатством фантазии, и никого не смущала некая эклектика — объединение в одном полотне архитектурных сооружений и стилей разных эпох. Таков и представленный в курской экспозиции его «Внутренний вид храма».
Из русской живописи выставлены произведения первой половины XIX века. Обращает на себя внимание очень красивый «Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны» кисти француженки Элизабет Виже-Лебрен. Она была придворной художницей королевы Марии Антуанетты, в годы революции уехала за границу, попала в Санкт-Петербург, и, будучи модной в Европе портретисткой (кстати, в ее портретной галерее есть и образ Юбера Робера), была принята в высших кругах русского общества. Виже-Лебрен была очарована красотой Елизаветы Алексеевны, супруги Александра Первого (внука Екатерины Второй), и запечатлевала ее в своих работах.
Середина XIX века в русской живописи — это эпоха передвижников, которые поднимали в искусстве острые социальные вопросы, волнующие общество. Галерейную экспозицию этого периода (здесь и «Нищенка» Кирилла Лемоха, «Вдова» Ивана Пелевина. «Возвращение блудной дочери» неизвестного мастера…) украшает картина Василия Поленова «На Генисаретском озере». Это вторая работа художника из задуманного им цикла «Из жизни Христа», которая появилась практически сразу за его первой картиной — «Христос и грешница». В христианстве Поленов прежде всего видел гуманистическую проповедь милосердия и любви к человеку, протест против насилия над личностью, призыв к добру и духовному совершенству.
Тип Спасителя в картине тот же, что и в полотне «Христос и грешница». Это человек с ярко выраженными восточными чертами лица, кроткий и мудрый. Но здесь он дан не в процессе общения с людьми, а наедине с самим собой, своими думами, в общении с природой. Погрузившись в себя, тихим шагом идет он по тропинке вдоль озера, и, кажется, нет конца его пути… Полотно написано с таким мастерством, что его никому не удается скопировать: передать многочисленные оттенки воды, света и воздуха, фактуру камней…
Очень популярной в свое время была наполненная любопытными бытовыми подробностями картина Леонида Соломаткина «Славильщики», на которой изображены городовые, распевающие колядки в интерьере купеческого дома. Пользовалось спросом и полотно Ивана Лучанинова «Возвращение ратника в родительский дом». Этот выходец из купеческой семьи, окончивший Академию художеств, написал за всю жизнь только две картины (вторая «Проводы ратника»), а потом копировал их и хорошо продавал.
Творчество Василия Тропинина, создавшего целую портретную галерею современников, в том числе А. С. Пушкина, у нас представлено его «Мужским портретом». Академическая живопись — полотнами Федора Бронникова «Проповедь Иоанна Крестителя» и Александра Бейдемана «Бегство святого семейства в Египет». В курском собрании — и «Разлив» отца русского пейзажа Алексея Саврасова, и «Портрет неизвестной» Ивана Крамского, и портреты кисти Леонида Пастернака, отца известного поэта.
Был в свое время очень модным художником Архип Куинджи, представленный в собрании курской галереи пейзажами «Лесное болото» и «Закат». На долю сына мариупольского сапожника-грека выпали громкая слава и забвение, широкая популярность и непонимание. Учеба в Академии художеств (куда он поступил не сразу), знакомство с И. Н. Крамским, И. Е. Репиным подвигли его к созданию картин в духе классического передвижничества с его грустью, тоской и серовато-коричневым колоритом. Но сам Куинджи чувствовал свое предназначение в другом и далее начинает работать совершенно в иной манере. Он не пишет пейзажи с натуры, он их придумывает. Здесь превалирует чувственное восприятие мира, для чего нужны были новые изобразительные приемы — световые эффекты, интенсивные тона… Куинджи сыграл в отечественной живописи роль «русского Моне», показав прелесть краски, открыв законы ее вибрирования, если хотите, звона. Яркие, ослепительные картины ошеломляли публику, вызвали ожесточенные споры. Художника обвиняли в стремлении к дешевым эффектам, использовании тайных приемов, вроде скрытой подсветки полотен. В расцвете творческих лет он внезапно отказался от выставочной деятельности, замолчав почти на 30 лет, но продолжая в одиночестве работать над новыми картинами. Его колористические завоевания не прошли бесследно. Под непосредственным влиянием Куинджи сформировались пейзажные гении Исаак Левитан (на выставке можно увидеть его этюд «Итальянский пейзаж»), Валентин Серов, Николай Рерих.
XX столетие в экспозиции открывают художники серебряного века Павел Кузнецов, Федор Константинов, Алексей Моргунов (внебрачный сын Алексея Саврасова), Петр Кончаловский (дед Андрона и Никиты Михалковых). Это время формирования художественных объединений «Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая роза», поиска новых форм, повышенного интереса к символике.
Наш земляк из Медвенки Ефим Чепцов, сын иконописца, получил благословение заниматься живописью у самого И.Е. Репина, учился в Академии художеств. В экспозиции нынешней выставки можно полюбоваться его «Женским портретом», открытым работниками галереи совершенно неожиданно. Он был закрыт другим холстом и обнаружен только при реставрации. Почему художник его скрыл — остается загадкой.
Целый зал отдан творчеству Александра Дейнеки. Это один из лучших художников XX века, тоже наш земляк, и в Курской картинной галерее хранится самая большая в мире коллекция его картин, среди которых — «В воздухе», «Портрет художника Вялова», «Трудное решение», «Футболист» и другие с их культом красивого, сильного человека новой эпохи. Но Александр Александрович заслуживает отдельного разговора, который периодически и ведется на страницах «Курской правды».