Интересную историю я обнаружил, сравнивая две картины художников, знакомых нам с детства по иллюстрациям в школьных учебниках. Эти художники абсолютно не похожи. Ни по живописной манере, ни по биографиям. Во-первых, первый старше второго почти на 20 лет, во-вторых, первый, как пишут, испытывал сильное влечение к Европе, а второй всю жизнь жил и работал в деревне, в которой родился. Похожесть их в том, что оба стали членами Академии художеств в одном, 1947 году, и оба считаются классиками советской живописи, так называемого периода соц. реализма. И еще один нюанс, оба написали картины на одну тему по одной и той же причине. Судьба этих картин тоже одинакова, о них сегодня и пойдет речь! Как всегда, сначала познакомимся с авторами.
Российский художник, лауреат Сталинской премии первой степени (1943), народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1947). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Родился в Славянске Харьковской губернии (теперь Славянск в Донецкой области Украины). Учился в харьковской Рисовальной школе, в вечерних классах СХПУ, в академии Р. Жюльена в Париже (1897—1898) у Б.Костана и Ж.-П. Лорана и в Петербургской Академии художеств (1898—1907) у В. Е. Савинского, П. О. Ковалевского и Г.Р. Залемана.
Также был членом художественных объединений: «Союз молодёжи» (1911), «Мир искусства» (1911—1922, с перерывами), «Бытие» (1926—1927), «АХРР» (1928).
В живописи Кончаловский был сезаннистом и вообще испытывал сильное влечение к Европе, прекрасно говорил по-французски. Также испытал влияние своего тестя, В. И. Сурикова, с которым впервые выезжал на этюды в Испанию, позже они работали по всей Европе. В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству при помощи конструктивности цвета Поля Сезанна. Известен стал благодаря своим натюрмортам, часто исполненным в стиле, близком аналитическому кубизму и фовизму.
Кончаловский также известен как мастер театральной декорации, в 1912 оформил оперу А. Г. Рубинштейна «Купец Калашников» для театра Зимина.
После Октябрьской революции Пётр Петрович перешёл к более реалистической манере, став одним из ведущих мастеров советской живописи.
Мастерская художника расположена в доме на Садовом кольце у Триумфальной площади, в том самом подъезде, где жил М. Булгаков, со времён революции и поныне принадлежит семье Кончаловских.
Оставаясь независимым (насколько это было возможно в те времена), художник все свои работы представлял на суд супруги, Ольги Васильевны. Если она говорила: «Не то», то участь холста была предрешена — «под нож», или Пётр Петрович использовал их под новые произведения, безжалостно загрунтовывая предыдущую работу.
Во время поездки по Кавказу в 1927, Кончаловский выполнил ряд натурных зарисовок и этюдов маслом, навеянных произведениями Лермонтова.
В 1924 году состоялась персональная выставка художника в Париже, в следующем году он принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.
Картину «Купание красной конницы» П.Кончаловский написал в 1928 годупо заказу к выставке в честь десятилетия Красной Армии.
Обнаженные молодые мужчины на великолепных конях, разговаривая о чем-то, судя по всему, несерьезном, входят в реку. Художник не дает никаких примет времени, эта сцена могла произойти в любую эпоху. Только название указывает, что крепкие молодые парни — бойцы Красной Армии. Вспоминая уроки батальной мастерской в Академии художеств, он тщательно изучал натуру в кавалерийских казармах. Подлинное вдохновение нашел в слепках с фризов античного Парфенона. Обнаженные тела красноармейцев и их лошадей возрождают образы классического искусства Древней Греции с их культом красоты молодости, силы и здоровья.
Это огромное полотно размером пять на три метров экспонировалось только на этой выставке,больше ее никто никогда не видел. Возможно, за отсутствие «пафоса революционной борьбы» «Купание красной конницы» не было одобрено властями и спрятано в запасники?
Сейчас картина экспонируется на выставке «Обнаженная натура. XX век» в Москве в галерее Нащокина. Выставка продлится до 10 марта 2010 года.
Российский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР (с 1947).
Родился в крестьянской семье в селе Прислониха Симбирской губернии, его дед был иконописцем. Три года проучившись в сельской школе, в 1903 году Пластов поступил в Симбирское духовное училище. После училища он учился в Симбирской духовной семинарии, а в 1912 году решил получить художественное образование и уехал в Москву.
Некоторое время занимался в мастерской И. И. Машкова, а затем поступил в Императорское Строгановское Центральное художественно-промышленное училище, где учился у Ф. Ф. Федоровского.
Проучившись в училище с 1912 по 1914 год, Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак.
С 1935 выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям. В качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане.
Яркость и эмоциональность замысла отличают работы Пластова в области иллюстрации («Мороз, Красный нос» Н. А. Некрасова, 1948; «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, 1948—1949; произведения Л. Н. Толстого, 1953; рассказ А. П. Чехова, 1954, и др.).
Еще юношей в деревне художник часто любовался блеском солнца на мокрых спинах купающихся коней, светлой рябью на воде, контрастом обнаженных тел людей с темной шерстью животных. Это и решил передать художник, когда получил в 1938 годузаказ на создание картины в ХХ-летию Советской Армии.
…Светлая солнечная дорожка пробежала по реке, и заискрилась, засверкала вода, серебром отливая на солнце. В радужном море брызг входят в воду стройные красивые лошади. На каждой из них стоят, держась за поводья, или сидят верхом солдаты. Их здоровые, сильные фигуры, освещенные солнцем, лоснящиеся спины красавцев-коней, шум, плеск, водяные брызги, озорной смех, оживление, царящие над рекой, наполняют картину радостным ощущением жизни, полной движения, задора, молодости и силы. Огромная роль принадлежит цвету. Он, как аккорд в музыке, сообщает картине сразу определенное эмоциональное звучание. Сочетание серебристого блеска речной глади, коричневой, светлеющей на солнце и темной в тени шерсти коней и цвета обнаженных человеческих тел, залитых лучами солнца, приведенное художником к общему тональному единству, создает удивительно бодрое, светлое настроение.
Пластов твердо придерживался правила: ничего не писать, не проверив несколько раз на натуре, Он уже в эти годы выработал метод самого подробного и тщательного этюдирования всех частей и деталей картины. Благодаря этому его эскизы обрастали великим множеством рабочих этюдов, рисунков, набросков, в той или иной мере связанных с замыслами будущих картин.
Для него вся сложность заключалась в том, чтобы при переносе изображения с этюда на картину не растерять свежести, непосредственности восприятия.
«Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда, и довольно часто, я становился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться? Самое противоположное было одинаково пленительным, и едва я приостанавливался в собирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало, положительно мало. Да и отход этюдов был громадный. Хороший сам по себе, но будучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества, вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от него оставалось слишком мало, и на одно место их надо было целый пяток, а то и больше».
После той армейской выставки картина «Купание коней»,долгое время хранилась в запасникахРусского музея в Санкт-Петербурге, впервые после большого перерыва она была выставлена в июле 2009 года в Мраморном дворце Русского музея. Картина участвовала в выставке Аркадия Пластова, которая проходила в рамках Саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге.