Кто придумал коллаж – неотразимую комбинацию жанров, предметов и стилей в одном произведении? Скажем, сочетание рисунка, картины или просто брошенной на поверхность холста краски с фрагментами реальных вещей типа газет или обломков музыкальных инструментов? Знаем, знаем, скажут частые посетители музеев и выставок, – Пикассо с Браком, на заре кубизма, перед Первой мировой войной.
Между тем у них были предшественники, о которых они, скорее всего, не имели ни малейшего представления. Точнее – предшественницы – английские дамы из высшего света, которые в свободное время рисовали, вышивали и… составляли альбомы. Страницы этих альбомов, ныне любовно выставленные в залах музея Метрополитен, и являли собой ранние образцы коллажа, где совмещались два жанра: старушка живопись и совсем юная в те, 1860-1870-е годы, фотография.
Это не чисто женская выставка: среди представленных авторов есть один мужчина. И не чисто английская: одна из дам француженка. Сути это не меняет: альбомы и возникшие в них коллажи были частью существования и, как сегодня оказалось, художественным достижением женщин викторианской эпохи. Заглянуть в их жизнь, интересы, привязанности и позволяет выставка, где вы не найдете шедевров искусства, зато обнаружите много забавного, трогательного, занимательного и познавательного.
Не случайно название выставки Playing With Pictures: The Art of Victorian Photocollage начинается словами «играя с картинками». Они и вправду играли – с фотокарточками.
В 1850-е годы в Европе появилась техника, позволявшая делать серии маленьких фотокарточек. Эти далекие предтечи современных фотографий-автопортретов, какие каждый может в считанные минуты сделать в будках-автоматах, были делом недорогим (в отличие от больших, постановочных фотопортретов), и публика начала немедленно собирать и умножать эти мини-изображения своих родных, друзей, знакомых и вовсю ими обмениваться. Повальное увлечение это даже получило название – кардомания.
Карточки, понятное дело, требовали систематизации и хранения, чтобы рассматривать их в минуты одиночества или показывать гостям. Так возникли первые фотоальбомы. Одни владелицы просто наклеивали карточки на страницы (такие альбомы тоже есть на выставке). Другие начинали играть с ними, то есть украшать, помещать в живописную среду, вырезать из фотографий лица или целые фигуры и окружать их объектами собственной фантазии. Это и было рождением фотоколлажа викторианской эпохи. Пока мужчины занимались «серьезной фотографией» – портретной, исторической, пейзажной, женщины в своих гостиных тоже по-своему фотографию развивали: превращали при помощи ножниц, клея, кисти, карандаша механическое, «серийное» фотодело в то, что несло отпечаток их индивидуальности.
Англичанка из высшего света должна была хорошо владеть одним или несколькими музыкальными инструментами, французским и желательно другими иностранными языками, вышивать, танцевать, уметь принять и развлечь гостей. Живопись и рисование входили в этот «набор для настоящей леди».
Вот скажем, Шарлотта Миллс, которая, устраивая многочисленные и многолюдные приемы в деревне и музыкальные вечера в Лондоне, активно помогала мужу – спортсмену-любителю, члену парламента и поначалу всего лишь барону, – войти в ряды британской аристократии (он стал в конце концов герцогом), а заодно родила ему восьмерых детей. 21 сохранившаяся страница из ее альбома демонстрирует талант акварелистки и любовь к деревенскому пейзажу. В этот пейзаж Миллс умело помещает фигурки, вырезанные из разных фотографий, создавая симпатичные массовые сценки из аристократической жизни. Снять такую панорамную сцену, да еще в цвете, техника того времени не могла. Но Шарлотта Миллс компенсировала это своими коллажами.
А вот куда более знатная леди: Александра, принцесса Уэльская, супруга принца Альберта Эдуарда, сына королевы Виктории, и сама будущая королева. Красавицу-датчанку с детства готовили в жены отпрыску какой-нибудь из европейских королевских династий. Всю жизнь она увлекалась фотографией – позировала, собирала, даже сама научилась фотографировать. Официальные фото ее свадьбы тысячами продавались по всей Европе и фактически создали сам жанр и традицию свадебной фотографии. Ее альбом из 30 страниц, заполненных коллажами из акварелей, рисунков и фотографий, хранится по сей день в королевском семействе Великобритании и был одолжен на выставку в Мет самой королевой Елизаветой II. Интересно, что на одной из страниц Александра размещает в огромных цветочных бутонах фотопортреты своих пятерых детей – так размещали фей представители популярного в английской живописи того времени направления.
На этой выставке вы узнаете о многих интересных женщинах – образованных, умных, с яркими характерами, воображением и чувством юмора (а порой и сарказма). Забавно видеть, как лица их друзей или родных, аккуратно вырезанные из фотографий, появляются на нарисованных веерах, медальонах, зонтиках, крыльях бабочек, ветвях деревьев, чайных чашках или в сценках из викторианской жизни.
Кроме 35 отдельных, помещенных в рамки страниц (с комментариями), вы найдете здесь 13 альбомов, открытых на определенной странице, а также три компьютерных экрана, около которых, полагаю, всегда будут тесниться посетители: на экранах можно «перелистать» 11 альбомов – страницу за страницей.