Лица с обложек

В прошлом номере «Открытой». Сергей работает с модными краевыми журналами и рекламными агентствами; среди его клиентов – шоумены, политики, бизнесмены, то есть все те, кого и принято называть лицами с обложек. Легко ли работается с этим сортом людей, какова истинная цена глянцевых «картинок» и как долго еще протянет тотальная мода на гламур, фотограф сегодня делится с «Открытой».

– Здоровая конкуренция в нашем деле скорее на пользу. Как говорится, на то и щука, чтоб карась не дремал. За год работы школа выпустила почти 180 человек, нескольких самых удачливых привлекли в нашу студию внештатными фотографами. Впрочем, задача школы мне видится даже не в том, чтобы растить кадры, а в том, чтобы заразить людей любовью к фотографии, дать всем желающим возможности для саморазвития. Может, пафосно сказано, но искренне.

– Люди самые разные. Возраст – от 15 до 50 лет, большинство женщины. Много студентов, школьников, есть бизнесмены, даже молодые мамочки. Кстати, в одной группе у нас даже учатся взрослая мама с дочкой, вместе лекции слушают, вместе делают домашние задания.

Но всех этих разных людей объединяет искренняя любовь к фотографии. Обычно к нам приходит человек, который фотографирует на любительском уровне, но мечтает делать это более профессионально.

Правда, стать стопроцентно профессиональными фотографами хотят далеко не все. Все-таки, когда человек снимает по заказу, а не для себя, это намного повышает ответственность за работу. И не каждый готов зарабатывать этим деньги, для большинства выпускников школы фотография остается просто хобби.

  – Понятно, что хороший фотограф может получиться не из каждого, нужно пространственное мышление, врожденное чувство композиции… Талант, в общем.

– Кто-то из великих говорил: в таланте только 5% врожденного и 95% – результат каторжной работы над собой. Полностью с этим согласен. Для меня талант – это жгучее желание двигаться вперед и постоянное планомерное совершенствование.

Настоящий фотограф пропускает будущий снимок сначала через сердце, а потом через объектив. Поэтому, пожалуй, единственное качество, которое невозможно воспитать в фотографе, – это искренний интерес к людям. Если ты злюка и ворчун, то фотографировать людей у тебя просто не получится. Впрочем, можно тогда пробовать свои силы в пейзаже или интерьерной съемке.

– Это молодой жанр, который пришел в Россию несколько лет назад, а в Ставрополь и вовсе почти вчера. Он родился на стыке любительских репортажных съемок и портретного фото знаменитостей. Главная задача клубного фотографа – передать в кадре не только общий позитив и радость, но и настроение, атмосферу конкретного клуба.

– Да, очень. В нашей школе мастер-классы по клубной фотографии дает Сергей Шляхов – молодой, но очень талантливый фотограф, настоящий мастер клубного фото (он сотрудничает с журналом «Искусство потребления»).

Клубов в Ставрополе масса, вот две недели назад открылся новый — Noname. Их жизнь освещают все местные журналы, есть и специальные фотосайты типа «Геометрия.ru», «АфишаСтаврополь», сейчас знакомые ребята раскручивают проект «Не в кадре».

Правда, работа клубного фотографа оплачивается невысоко – 100-150 рублей за один снимок. С другой стороны, за всю вечеринку их можно сделать немало. Пожалуй, самый существенный плюс этой профессии – возможность познакомиться с массой интересных людей.

– Одна из услуг вашей студии – фотосессии обычных людей. Спрос есть? Ведь, казалось бы, зачем обывателю иметь собственное портфолио?

– Помните, в советское время была такая добрая традиция – иметь дома семейный фотоальбом? И очень жаль, что традицию эту сегодня забыли. Сейчас, когда у каждого есть цифровая «мыльница», домашние компьютеры забиты гигабайтами посредственных и однотипных снимков типа «я и памятник».

Вот у нас одна из постоянных клиенток студии – девушка, которая работает продавщицей в обувном магазине. И для нее фотосессия – это возможность самовыражения: она делает новое портфолио каждые полгода, сама шьет для этого платья, придумывает интересный визаж. И я вижу, что таких людей – неординарных, необычных, которые чем-то выделяются из толпы, — становится все больше. И это здорово!

– Пару лет назад у вас был очень смелый по меркам Ставрополя эксперимент: эротические фотосессии местных девушек в мужском журнале LOL.

– Да, эксперимент для Ставрополя был первым и, увы, последним. Понятно, у журнала были компании-рекламодатели, возглавляемые женщинами. И они посчитали неприемлемым публиковать свою рекламу рядом с обнаженной натурой. Ну что же, вот такие у них представления о прекрасном.

– И опыт очень интересный! Все эти девушки были самые обычные, не модели. Студентки, одна продавщица, одна молодая мама. И поэтому от меня как от фотографа потребовалось много усилий, чтобы помочь им раскрепоститься перед камерой.

Если девушка приходила в журнал без явного желания сниматься обнаженной, с ней приходилось проводить две фотосессии. Первая – обычная портретная, чтобы девушка привыкла быть перед камерой. По ходу съемки я постепенно просил добавить чуть эротизма, например, обнажить плечо. А вторая фотосессия – уже ню. Я старался снимать не вызывающе, а именно тонко, искренне, легко. И, думаю, мне это удалось.

– Сергей, считается, что молодые фотографы принципиально не используют пленочную фотографию, предпочитая «цифру». Вы тоже?

– Да, я работаю с «цифрой». Но тут дело даже не в возрасте, а просто в личном выборе. В Ставрополе до сих пор некоторые известные фотографы используют только пленку. А для меня проще иметь дело с компьютерными технологиями (я имею в виду не ретушь, а самый необходимый минимум обработки изображения).

– Не верьте! Цифровые технологии в фотографии существуют с середины 90-х, но пленка до сих пор жива – просто она полностью перешла из массового в элитный, дорогой разряд.

Мой знакомый фотограф Алексей Сорокин, с которым мы получали образование в Московской академии фотографии, три года проучился и в Лондоне. Так вот, он рассказывал, что в Европе самые дорогие рекламные или выставочные проекты никогда не делают на «цифру». Только пленка! Точнее, специальные большие слайды 6х6 или 6х9 см.

– Все дело в дороговизне. Например, для одной фотосессии я делаю примерно 60-70 цифровых снимков, из них оставляю около десятка лучших. А если вы снимаете на широкоформатную пленку, вам никто не позволит изводить ее километрами.

Чтобы снимать на слайды, нужно быть стопроцентно уверенным в результате. То есть пленка, скажем так, дисциплинирует фотографа, требует максимально сосредоточиться на композиции, эстетике кадра.

– Кстати, об эстетике. Не мечтаете о персональной фотовыставке? Недавно в краевой библиотеке состоялась выставка председателя краевого отделения Союза фотохудожников Маргариты Вороновой «Россия – с любовью». Некоторые ваши ставропольские коллеги (например, Алексей Заморкин) новые экспозиции представляют едва ли не каждый год…

– Я понимаю, что выставка для фотографа обязательно нужна. Это такой Рубикон, который непременно нужно перейти. Я вот тоже часто думаю: а что мне мешает провести выставку? Денег нет? Времени? Да нет, скорее обычная лень. Но выставка точно будет, обещаю!