Шахматы: от дров до композитора

В международный день игры мы собрали истории о самых-самых любителях черно-белых фигур.

«Слона-то я и не заметил», — порой почесываем мы затылок, и даже не подозреваем, что эта фраза досталась нам от шахматистов. Сегодня они празднуют международный День шахмат, а мы рассказываем о самых необычных любителях черно-белых баталий.

Наш первый герой, Сергей Ткаченко — шахматный композитор, который входит в четверку лучших сочинителей на земном шаре! Но сочиняет он не музыку о ферзях или ладьях, а интересные шахматные этюды (расстановку фигур на доске, в которой одной из сторон предлагается выиграть или сделать ничью). «Я играю поэзию. Пешку, например, знают как слабую фигуру, но я могу сочинить этюд так, чтобы она играла сильнее короля», — рассказывает о своей работе гроссмейстер.

Кроме сочинительства, он «коллекционирует» информацию о шахматных скандалах: «Например, в турнире за звание чемпиона мира 1972 года Фишер — Спасский, американца обвиняли в том, что он воздействует на противника электронными устройствами и химией. Осмотрели лампу над столом, взяли пробы со стола на предмет ядовитых веществ, разобрали стул, но нашли только отвертку да пару тараканов. А еще был «туалетный скандал» в турнире Топалов — Крамник в 2006 году. Россиянина Крамника болгарская сторона обвинила в том, что, захаживая в туалет, он получал подсказки. Кирсан Илюмжинов (президент ФИДЕ. — Авт.) мне потом рассказывал, что рабочие вскрыли стены и оказалось, что в них нет ни переговорных устройств, ни компьютера. Виктор Корчной также обвинял Анатолия Каспарова в нечистой игре. Дескать, в 1978 году советскому чемпиону помог победить экстрасенс», — рассказывает шахматист.

Как, играя в шахматы, изменить ход истории? Это очень просто, когда белый король — Сталин, а черный — Гитлер. И Пушкин совсем не погибает на дуэли с Дантесом, поскольку сражается не с ним, а… с юным самим собой. Так причудливо видит шахматные фигуры львовская мастерица Елена Уралова. Ее опыт вырезания миниатюрных памятников перевалил за 30 лет, а из-под резца вышло более 50 шахматных наборов. Ее муж Сергей взял на себя роль хозяйственника: когда в городе спиливают деревья, он просит у жэка куски липы, груши, ореха. Из них он вытачивает на станке заготовки, а уже потом жена вручную из полешек режет «армии».

В подарок друзьям Елена вырезает копии, поскольку оригиналы работ навсегда оставляет в своей коллекции. Но и они не пылятся в закромах: Сергей грузит поделки в «кравчучку» и ездит по школам. Там на уроке литературы он играет партию «Ильфа и Петрова», на истории — основателей Львова. «С мини-музеем муж обошел практически все школы Львова, Одессы и многих других городов Украины. А выставка теперь стала настоящим шоу — с музыкой, текстами, стихами», — рассказывает Елена. Вырезать политиков мастерица не торопится — говорит, что нужен исторический контекст, а сейчас делать выводы о том, белую или черную сторону займет персонаж, рановато. Ведь перед тем, как воплощать замысел, Елена тщательно изучает и судьбу своего персонажа, и его внешность. Например, в наборе «Полтавская битва» Иван Мазепа играет роль черной пешки в войске Карла XII, а наперевес держит надломленную булаву, как символ его низвержения после перехода к шведам.