Первая за последние 40 лет в Великобритании крупная выставка знаменитого голландского постимпрессиониста Винсента Ван Гога открылась в субботу в стенах лондонской Королевской Академии искусств (Royal Academy of Arts).
Выставка под названием “Реальный Ван Гог: художник и его письма” собрала в залах Академии на улице Пиккадилли около 65 живописных работ, 30 рисунков и 40 личных писем мастера. Основная масса экспонатов была предоставлена музеем Ван Гога в Амстердаме, однако на выставке можно увидеть работы художника, хранящиеся в частных и музейных коллекциях по всему миру – в США, Швейцарии, Великобритании и других странах.
“Мы попытались показать историю жизни и творчества Ван Гога через сочетание его картин и писем к его младшему брату Тео, который поддерживал художника финансово и эмоционально на протяжении всей жизни”, – рассказала журналистам на пресс-показе выставки куратор Королевской Академии Энн Дюма.
По ее словам, письма Ван Гога очень редко экспонируются из-за их хрупкости и чувствительности к воздействию света. “Мы отобрали для экспозиции те письма, где содержатся наброски картин, поскольку сами тексты в основном написаны на французском и голландском языках и не будут понятны большей части англоязычной публики”, – сказала Дюма.
Авторам выставки удалось собрать вместе различные отражения одной и той же идеи – письмо с наброском и размышлениями о картине, полноразмерный эскиз и законченную живописную версию. Такую эволюцию, например, можно увидеть по картине “Вид Арля с ирисами на переднем плане” (1888).
А открывается выставка письмом с наброском лондонского Вестминстерского моста, что призвано напомнить посетителям о двух периодах жизни молодого Ван Гога в Великобритании в 1870-х годах. Однако тогда он пытался сделать карьеру арт-дилера и интересовался вопросами религии, а живописью увлекся лишь около 1880 года и его карьера как художника продлилась всего около десяти лет, до трагической смерти в 1890 году.
Проходя по залам Академии, посетители следуют по маршрутам жизненных странствий Ван Гога – бельгийский Антверпен, где он создал серию мрачных портретов крестьян; Париж, где он жил в квартире своего брата Тео на Монмартре, познакомился с современниками-импрессионистами, перенял и развил их стиль, приобщился к ярким краскам; переезд в Арль в Провансе на юге Франции, где его настигла душевная болезнь, а также последние месяцы жизни в больнице в Сан-Реми, где он создал несколько работ с искаженной перспективой и извилистыми очертаниями предметов, и в местечке Овер-сюр-Уаз близ Парижа, где летом 1890 года Ван Гог выстрелил себе в грудь и вскоре скончался от полученных ран.
Зрители узнают об увлечении Ван Гога японскими цветными гравюрами и о его пристрастии к литературе. “Вопреки популярному заблуждению, Ван Гог был культурным, знающим и образованным человеком, с реальной страстью к книгам”, – отметила Дюма.
Под выполненной в желтых тонах картиной “Парижские романы” (1887) с изображением книг на столе в витрине собраны реальные издания того времени, которые читал художник – от романов натуралистов французской школы Золя и Мопассана до “Рождественской песни” Чарльза Диккенса и “Хижины дяди Тома” Гарриет Бичер-Стоу.
Увлечение японской тематикой, безусловно, повлияло и на интерес Ван Гога к созданию серии весенних пейзажей с цветущими садами. Собранные из музеев и частных коллекций со всего мира, они разместились на одной из стен галереи.
Здесь же две картины, которые Ван Гог завещал выставлять вместе, но которые волею судеб оказались по разные стороны Атлантики – в голландском Амстердаме и в американском Индианаполисе. Изображающие поля пшеницы и окружающие их холмы, два полотна выполнены в комплементарной цветовой гамме – желтой и сине-фиолетовой.
Комплементарность дополнительных цветов была одной из излюбленных манер художника, напомнила куратор выставки. В залах Академии представлены его натюрморты, выполненные именно в такой манере: красные маки на голубом фоне или букет из розовых роз на зеленом фоне. Правда, из-за использования нестабильного пигмента с течением времени розовые розы поблекли и превратились в почти белые.
Практически каждая работа на выставке скрывает за собой ту или иную историю, которая раскрывается в подписях и размещенных в витринах рядом письмах Ван Гога.
Факсимильные копии всех писем и их переводы на английский язык, а также дополнительная информация о жизни и творчестве Ван Гога также представлены в специальной библиотеке с двенадцатью компьютерными терминалами в конце выставки.
Найти собственные интересные прочтения работ великого живописца в Королевской Академии искусств зрители смогут до 18 апреля этого года.