Вести.Ru: Стокгольм в режиме амфибии: олени, ABBA и завещание Нобеля

Из всех скандинавских городов Стокгольм, пожалуй, — самый яркий и универсальный. В том плане, что понравится, наверняка, практически всем. И при этом максимально оптимизирует затраты, в том числе и временные. Плотность музеев, архитектурных и исторических красот, художественных галерей и природных заповедников здесь вполне сопоставима с плотностью населения.

Медленно гипнотизировать Стокгольм начинает уже через окно иллюминатора. Шведское нордическое небо – оно примерно как то лондонское из песенки Земфиры: сражает быстро, а потом долго снится. Чистое в любую погоду и разрисованное совершенно непривычными красками и узорами. Теоретически здесь даже северное сияние поймать можно, если очень повезет.

Земные узоры Стокгольма — тоже одна большая красота и неформат. Город, по площади раз в 15 меньше Москвы, суши и воды забрал себе почти что поровну. Структурно это 14 островов, связанных бесчисленными мостами и мостиками, посреди огромного озера Меларен и Балтийского моря. Но это еще не все. Окрестности Стокгольма – целый архипелаг из 30 тысяч (!) разнокалиберных островов. Среди них есть совершенно курортные и необитаемые, куда местные сбегают поплавать и перезагрузиться. Проблема дауншифтинга таким образом здесь решается легко и непринужденно. В то, что все это и есть столица Швеции, самый населенный город страны, со своей большой политикой и экономикой, верится сложно. Зато звание зеленой столицы Европы, одной из самых популярных у туристов, воспринимается само собой.

Прямо в черте Стокгольма, в северной его части, еще в XVIII веке разбили национальный парк Хага. В нашем веке идиллию Хаги с ее Домом бабочек и резиденцией принцессы Виктории объединили еще с двумя природными островками (парком Скансен в Юргорден и дворцовым ансамблем Ульриксдаль на западном побережье Балтики), и все вместе назвали Королевским национальным городским парком (или Экопарком). Такого нет больше нигде, в Европе уж точно. Здесь, например, прямо средь бела дня (в городе!) можно встретить косуль, лис и оленей. Совершенно непуганных. Да, одно время на них была разрешена охота. Юргорден вообще являлся королевскими охотничьими владениями, за что и название свое получил (дословный перевод названия острова – «звериные угодья»). Однако, как уверяют нынешние власти, охотились на животных исключительно в целях контроля их численности. Да и то не так долго. Зоозащитники завалили мэрию протестными письмами, и охоту официально запретили. Теперь олени в парке Скансен на законных правах и в полной безопасности, а их пологоловье контролирует местный зоопарк.

Этот самый Юргорден шведы называют еще и главным музейным островом. Если времени мало, а культурной программы хочется, Юргорден должен быть пунктом номер один. Величественный Северный замок-музей и Музей ботаники, Музей легендарной группы АBBA, парк развлечений Grona Lund и сказочный «Юнибаккен» с Карлсоном и Муми-троллями – все это здесь, в шаговой доступности.

Самый посещаемый музей не только Стокгольма, но и всей Скандинавии – Музей Vasa – тоже на Юргорден. Под его крышей — самый настоящий корабль, один из крупнейших в XVII веке. Он был построен по приказу короля Швеции и должен был стать флагманом ВМФ. Однако во время первого же выхода в открытое море что-то пошло не так, и Vasa затонул. Подняли со дна морского его через 330 лет и 3 года, почти полвека реставрировали, а потом законсервировали и превратили, как говорят в музее, в «машину времени». Погружение в историю корабль-музей и в самом деле обеспечивает очень эффектное.

Отдельного дня достойно скандинавское искусство – неожиданное и креативное, такое узнаваемое и захватывающее своей непосредственностью. Это могут быть абсолютный модерн или фотографии, шерстяные панно и своды, расписанные птицами и цветами, в Тильской галерее, большой скульптурный парк Миллесгорден или Национальный музей Швеции с богатейшим в стране коллекцией живописи – впечатлит и то, и другое, и третье. Расстаться с Тильской галереей, которая, кстати, все на том же музейном острове, вообще не так просто. Помимо знаменитого зайчика на снегу Бруно Лильефорса и отражений в проруби заснеженных деревьев, портретов Ницше и комнаты с гигантскими цветами и ящерицами в духе «Властелина колец» здесь представлены пара десятков свежайших десертов от Моники Альберг – кондитера, автора нескольких книг, а по совместительству — управляющей кафе при галерее.

В самом центре Стокгольма, в старинном здании, в котором раньше располагалась биржа, находится один из самых значимых музеев мира, пополняющийся ежегодно. Это Музей знаменитого Нобеля – основателя Нобелевской премии. По специальным рельсам на музейном потолке перемещаются портреты ее лауреатов. Чтобы увидеть всех, понадобится, минимум, полдня. Есть шанс увидеть кого-то из этих людей и живьем – в музее их всегда ждут и почитают как наследников самого Нобеля. На память о своем визите именитые ученые и изобретатели оставляют автографы. Не на бумаге — на стульях буфета Nobel. Сюда может прийти любой: купить какое-нибудь нано-пирожное и посидеть на одном из этих подписанных стульев (с момента основания музея их накопилось уже более 300).

Автограф самого Альфреда Нобеля представлен в музее уже в привычном исполнении – под завещанием, составленном всего за год до смерти. Главный месседж исторического документа – мир во всем мире. Собственно о премии – всего один абзац: все имущество продать, выручку перечислить в фонд премии, но ни в коем случае не транжирить зазря, и уж тем более не раздавать деньги родственникам. Эти слова теперь – строжайший закон. А вот на вопрос, насколько объективна Нобелевская премия, сотрудники музея честно отвечают: «Конечно, необъективна. Это мнение ограниченного круга людей. Правда, очень уважаемых и компетентных».

В топ-10 лучших музеев Стокгольма входит и Музей музыки: интерактивная экспозиция музыкальных инструментов со всего мира. Причем тут же можно услышать, на что способен каждый из них, а на некоторых и сыграть самому. Топ-20 – это еще Музеи табака и алкоголя, почты и фарфора, музей танца и музей-обсерватория, музей-аквариум и музей игрушек, музеи армии, полиции и, конечно, музей-тюрьма. Но вообще Стокгольм – это не 10 и не 20 музеев. По последним подсчетам, их здесь — больше 80. И это точно не предел.

Теперь непосредственно об экономии. Стандартный билет в европейские музеи стоит около 10-20 евро, не меньше. В Швеции порядок цен примерно такой же, только в кронах. Несложная калькуляция, и мысль посетить хотя бы десятую часть прекрасных музеев Стокгольма рубится на корню. Однако на то она и Швеция – одна из самых комфортных стран Европы, чтобы этот момент предусмотреть и разрулить легко и красиво. Поможет простая подготовка. На профильных сайтах и в путеводителях (а их множество, весной презентовали даже детский) есть подробное расписание самых интересных сезонных выставок и мероприятий, многие из которых совершенно бесплатны. Например, август – месяц фестивалей культуры и раков. Оба уличные и развеселые, на оба вход свободный. Фестиваль раков, правда, не в самой столице, а в местечке Мальме, но если есть лишний день – доехать вполне можно. Кроме того, именно в августе совершенно бесплатно пускают в Музей Средиземноморья и Музей морской истории.

Вне зависимости от времени бесплатный вход для всех – в Музее театра и Музее Средневековья, Музее Стокгольма и Музее шведской таможни. Всегда в свободном доступе национальный парк Хага и экспозиции в знаменитом стокгольмском ДК (оригинальное название — Kulturhuset). А в том же Музее Нобеля круглогодично есть бесплатные три часа в неделю – по вторникам, с 17 до 20.

Конечно, в Стокгольме, как и в любом другом городе, есть несколько неформатных музеев и галерей, где скидок не бывает. Зато, как правило, места эти оригинальны настолько, что и потратиться на них отдельно не жалко. Во-первых, это тот самый Музей АBBA. Сюда можно прийти в любом настроении и степени бодрости – трехминутный ностальгический ролик о группе-легенде тут же вернет энергию и оптимизм. Дальше – вереница комнат: уникальные экспонаты, невероятные факты из жизни четверки, возможность поучиться у них петь и танцевать, а если очень повезет, даже пообщаться с кем-то из артистов. В музее стоит старинный дисковый телефон, на который в любой момент может позвонить Фрида, Агнета, Бенни или Бьорн. Говорят, придумали этот аттракцион сами звезды – в благодарность преданным поклонникам.

Другой стоящий аттракцион — Ericsson Globe, крупнейший в мире рукотворный шар, который вообще-то — спортивная арена, где к тому же через год пройдет очередное «Евровидение». Но в обычные дни этот гигантский глобус предлагает, пожалуй, самую экстремальную обзорную экскурсию: за 20 минут стеклянная гондола поднимает на высоту 130 метров (примерно 50 этажей), и тут уж не только Стокгольм – вся Скандинавия под ногами.

Чтобы оказаться не над, а в эпицентре Скандинавии,оптимально осмотреть ее вплавь. Включить заветный режим «амфибия» в Стокгольме можно в любой момент – вода здесь повсюду, и катает по ней целое семейство водоплавающих машин — паромы и кораблики, теплоходы и круизные лайнеры: огромные и поменьше, дорогущие и совсем простенькие, даже бесплатные. Есть и вовсе автобус-амфибия (в оригинале – Oceanbus), построенный находчивыми американцами из проверенной начинки Volvo: он стартует от парка Скансен и пару часов возит то по земле, то по суше, ловко меняя колеса на моторчик.

И все-таки самый основательный и популярный вид водного транспорта в Скандинавии – это паромы семейства Tallink Silja Line, официальные перевозчики Муми-троллей и Деда Мороза (на полном серьезе!). Это такие огромные плавучие гостиницы, а точнее мини-городки: 10-12 этажей, на которых есть все, начиная от кают, кафе и ресторанов любого формата, заканчивая бортовыми магазинами Duty Free и SPA-центрами, детским клубом и почти круглосуточной развлекательной программой, которую обеспечивают как начинающие, так и уже хорошо известные артисты балета и мюзикла, цирка и кабаре. В сентябре, к примеру, можно оценить чудеса хореографии от наших соотечественников — шоу-балета Аллы Духовой TODES.

При наличии хотя бы пары свободных дней в столице Швеции на этих гигантских паромах можно съездить в Хельсинки или Турку, Ригу, Таллин или Аландские острова. В доказательство тотальной шведской толерантности и заботы на паромах есть все условия для людей с ограниченными возможностями, а на некоторые рейсы при наличии необходимых документов пускают даже с небольшими животными.

Между тем, главная фишка паромного путешествия – это, конечно, море: закаты и рассветы в меняющихся декорациях, терапевтичный соленый воздух и солнце, под которым можно загорать с усиленным комфортом. Все это, как говорится, бесценно. Но сэкономить можно и тут: для этого достаточно спланировать поездку заранее и ловить момент. Если это случится, купить билет на паром из Стокгольма до Хельсинки можновсего за 30 евро, а до Таллина — и вовсе за 19. Да, это будет обычная каюта, ниже ватерлинии, но вся остальная начинка корабля доступна вне зависимости от тарифа.

Источник: