В Париже сейчас идет столько прекрасных выставок. Хочется везде и всюду! И на некоторые уже даже получилось сходить.
Вообще, мне очень нравится, как оформляют выставки в Париже. Это всегда сделано очень качественно, интересно. Выставка действительно рассказывает какую-то историю, а не просто набор каких-то предметов искуства.
«La parisienne n’est pas à la mode, elle est la mode.»
«La mode est français simplement pars qu’elle ne saurait se passer du concours de la Parisienne.»
© Emmeline Raymnod «La mode et la Parisienne», 1867
Ох, какая же замечательная выставка! Просто рай для любителей импрессионистов и истории костюма. У них еще очень подробный и красивый сайт, поэтому если интересно, что вот ссылка
На выставке рассказывают об истории моды во времена импрессионистов и как по работам того времени можно проследить моду и традиции. Если честно, то я стала смотреть на знакомые мне картины совсем по-другому. Увидела много интересных деталей, на которые раньше не обращала внимание. А тут прям глаза раскрыли!
Детали платья, цвет и даже какая погода и интерьер на картине! Все это, оказывается, так связанно!
Разные залы посвящены разным темам, например, гостиная -салон, выход в театр, лето загород, выезд на пикник (плэн-эйр). Зал оформлен так, что погружает в атмосферу этого места.
Вот, например, гостиные, где вечерами собирались сливки общества (и не только), что здесь важно? Оформление стен — обои, какая-то мебель, музыка. Тут же висят картины, изображающие людей на таких вечерах, и тут же стоят витрины с платьями, которые было принято одевать на такие вечера.
Ключевая картина в этом зале была картина Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми»
Оказывается, что в 19 веке мальчиков лет до 10-12 одевали в платья. И волосы им не стригли примерно до этого же возраста. Так вот, ребенок на этой картине, тот, что ближе к нам в левом углу, — мальчик. Я даже 2 раза аудио-гид прослушала!
Возвращаясь к самой выставке, что в ней самое прекрасное — вот картина, а вот тут же, рядом платье с этой картины! И так в каждом зале! Меня это просто приводило в восторг! Это сколько работы надо было проделать, чтобы собрать такую выставку!
Вот по этой ссылке, если пролистать вниз и вправо можно увидеть несколько примеров «картина+платье». На выставке было больше и вживую все интересней.
Мне очень понравилась картина Тиссота «Портрет мисс Ллойд»
И чтобы закончить про импрессионистов и моду, нашла вот здесь фотографию зала, где рассказывали про плэн-эйр
«Завтрак на траве» Монэ, травка, скамеечки, чириканье птиц, зеленая травка под ногами, голубое небо, много места.. Очень хорошо передана атмосфера. И опять рассказы про моду, детали платья. Будет время, я еще раз схожу!
Для начала ролик (скажу честно, я влюбилась в ролик и поэтому мы с Сережей пошли на эту выставку и не пожалели!)
Для меня выставка была открытием в плане значения слова богема. Я его понимала в современной версии, т.е. если цитировать Ожегова:
Богема — не имеющие устойчивого обеспечения интеллигенты (актеры, художники, музыканты, литераторы), ведущие беспорядочную жизнь. Такой образ жизни и среда таких людей.
Но на самом деле, значение этого слова, его история гораздо глубже и шире. И раз я разобралась во всей истории богемы, значит, выставка сделала правильно!
Итак, все начинается с цыган. И для меня вопрос был «А при чем тут цыгане?» И я пошла искать… Как говорит Википедия:
Одно из названий цыган во французском языке — bohémiens — буквально «богемцы», жители Богемии, области на территории нынешней Чехии, где в Средние века жило много цыган. Таким образом, неприкаянная жизнь артистов сравнивалась с жизнью цыган (кроме того, многие цыгане сами были актёрами, певцами и музыкантами).
Это с выставки (суть, примерно та же, что и из википедии):
Définitions du Grand dictionnaire universel du XIXe siècle, Pierre Larousse, 1867
Bohéme — Nom donné, par comparaison avec la vie errante et vagabonde des Bohémiens, à une classe de jeunes littérateurs ou artistes parisiens, qui vivent au jour le jour du produit précaire de leur intelligence
— Moeurs, habitudes, genre de vie des mêmes individus.
— Un genre fantaisiste, désordonné et désargenté.
— Homme gai et insouciant, qui supporte en riant tous les maux de la vie.
Вот оно в чем дело! И все становится на свои места. И понятно, зачем цыгане и их жизнь в картинах и даже фотографиях. Например, в фотографиях Эжена Атже (Eugène Atget)
И таже как на Импрессионистах и моде, идешь залу с земельного цвета стенами (показывая цвет дорог или света внутри телеги) и слушаешь цыганские напевы.
А потом большая лестница с афишами Кармен и куском из оперы. Акустика в том месте очень хорошая! И ведь нет вопросов, причем тут Кармен.
После лестницы переходим в 19 век. И тут понятие богемы меняется:
Что там происходит? В 1849 году вышел роман французского писателя Анри Мюрже (Henry Murger) «Сцены из жизни богемы» (Scenes de la vie de Boheme). В романе изображается безалаберный и веселый быт парижских студентов. Живут они более чем скромно, зато приобщены к «высокому миру искусства». В конце романа бывшие студенты «выходят в жизнь», становятся людьми серьезными и правильными. А «цыганское» житье-бытье остается для них самым лучшим воспоминанием в жизни. «Богемой» стали называть людей творческих (и, как правило, молодых), чьи таланты не востребованы обществом (пока?), а значит, заработки их случайны и мизерны.
И все действие переносится на Монмартр — еще тогда пригород Парижа, где жить было дешевле. Вот почему там жили Монэ, Ренуар, Пикассо, Модильяни, и т.д. Жизнь в кафе очень важная составляющая того времени. А все почему? В кафе было тепло и за чашку кофе или бокал вина можно было сидеть в тепле целый день. Ведь у многих из них не было денег, чтобы топить свои скромные квартирки.
И, конечно же, нельзя просто не сказать уже про кабаре Le Chat Noir (было открыто в 1881 и закрыто в 1897 году)
Это следующая выставка, которая логически перетекает из Богемы — Autour du Chat Noir . На самом деле, большое спасибо airiche за совет посмотреть эти выставки одну за другой.
Мы закончили с Богемой на ноте Монтмартра и кабаре Черная кошка. И отправились прямо туда!
Во внутреннем дворе музея Монтмартра — тот самый дворик, который Ренуар изобразил в своей картине и уже я сфотографированная в том же месте:
Итак, в свое время «Чёрный кот» был шумным ночным клубом — часть кабаре являлась художественным салоном, в другой части располагалось варьете с запрещённым тогда фортепиано и театром теней:
Тут собиралась вся богема тех времён. По словам владельца кабаре — Родольфа Салиса: «„Чёрный кот“ — самое необычное кабаре в мире. Здесь можно похлопать по плечу самых известных людей Парижа и встретить иностранцев со всех уголков мира.»
А на выставкеможно посмотреть афиши того времени, какие-то картины и заметки в газетах о кабаре. Но ведь важнее всего атмосфера, что вся история происходила тут и мы можем к ней прикоснуться.
На прощание еще несколько фотографий — все из того же дворика
Source: