Теги: Мартирос Сарьян , Огонек , выставка , реализм , импрессионизм , Россия , Культура ,СНГ , Ульяновск , живопись , СССР , форум , Франция , искусство , В России , Комментарии
» Певец крестьянской России » — так называли уроженца Ульяновской области Аркадия Пластова. Постимпрессионист, очарованный природой Армении, говорили про Мартироса Сарьяна. Соединить их полотна в одной экспозиции — такая идея посетила директора Ульяновского музея Елену Сергееву . Картины развесили вперемешку. Однако искусствовед уверена, что эксперимент признают удачным:
«Действительно, мы увидели, как буквально «запылали» эти стенки, как они друг с другом контактируют. Получился трепетный, интересный и очень яркий мажорный диалог», — пояснила Елена Сергеева.
Картины Пластова прибыли в Ульяновск в основном из Москвы, где они хранятся в самых знаменитых музеях уровня Третьяковской галереи. Привезти полотна Сарьяна было сложнее: Армения даже на время неохотно расстается с работами своего классика. Помогла внучка Мартироса Сарьяна София :
«Мартирос Сарьян хоть и является кладезем армянской культуры, выразителем её национального духа, но неразрывно связан и с русской культурой, является её частью».
Пластов и Сарьян были друзьями. Они познакомились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где оба учились. Потом вообще-то встречались редко, но постоянно переписывались. И что поразительно: некоторые события в их жизни мистически перекликаются. Вот пример. Сарьян в конце 1920-х едет во Францию, где его работы пользуются бешеным успехом, его сравнивают со знаменитыми французскими мастерами, предлагают остаться за границей. Но он возвращается на родину.
— Социалистический реализм. История русской живописи в 15 картинах
Несколько картин берет с собой, а большинство полотен отправляет на пароходе багажом. На судне возникает пожар — и десять лет работы уничтожены. Для Сарьяна это было настоящим горем. В это время в деревне близ Ульяновска Аркадий Пластов пишет пейзажи и сельские жанровые сценки. И тут тоже случается пожар, в котором гибнут все картины. Пластов на несколько лет вообще отходит от живописи.
Аркадий Пластов и Мартирос Сарьян при жизни получили официальное признание, имели награды и премии, но ни тот ни другой не стремились перебраться в Москву. Вдали от власти им работалось куда спокойнее. Впрочем, к реалисту Пластову никогда серьезных претензий не было. Разве что поругивали за «мелкотемье» — маловато обращался он к теме трудовых подвигов. А вот Сарьяну доставалось: и формалистом называли, и абстракционизм усматривали. И тогда русский друг армянского художника становился на его защиту. В каталоге, сопровождающем выставку в Ульяновске, воспроизводится защитная публикация Пластова из журнала»Огонек».
На выставку из Армении привезли раритет — портрет Аркадия Пластова, выполненный Мартиросом Сарьяном во время их последней встречи. А существует еще и «портрет наоборот» — Сарьян запечатлен кистью Пластова.
Наверняка после Ульяновска уникальную парную выставку захотят увидеть и в Армении.
Источник: