«Батарея»: Яанус Рохумаа: «Культурная столица» поможет молодым талантам выйти на международный уровень

Самым главным при создании программ «Культурной столицы» было пробудить интерес эстонских деятелей искусства к составлению этой программы, говорит директор программ «Таллинн — культурная столица Европы 2011» Яанус Рохумаа. Также он надеется, что участие в программах поможет талантливой молодёжи выйти на международный уровень.

Есть люди, которые способны по-шекспировски заставить весь мир превратиться в театр и помочь всем людям взаимодействовать с разными видами искусства — не только со сценой, но и с музыкой, живописью.

Сегодня в гостях у «Батареи» директор программ «Таллинн — культурная столица Европы 2011» Яанус Рохумаа.

Вы директор всего этого огромного здания, которое называется «Таллинн — культурная столица Европы». Скажите, что находится на вершине этой пирамиды? Как Вы всем управляете? Какая у Вас главная задача, главная идея?

То есть, чтобы не было глянца, пускания пыли в глаза, и чтобы все честно построить на известных и не только известных деятелях культуры?

При создании этой программы было два основных момента — всё нужно сделать из относительного небольшого бюджета и, с другой стороны, это очень сложный проект. К нему подключены ЕС, город, государство, деятели культуры. И самым главным было пробудить интерес эстонских деятелей к составлению этой программы. Я работаю в Целевом учреждении, но сам я постановками не занимаюсь. Мы сами не устраиваем концерты. Мы ищем людей, которые могут что-то организовать. И сейчас можно сказать, что основные  ведущие деятели культуры Эстонии привлечены к программе «Культурная столица».

Чего больше в программах — спектаклей, выставок, музыкальных мероприятий, живописных экспозиций? На что был сделан акцент? В чем, на твой взгляд, культура Эстонии проявляется наиболее ярко?

То есть, ты хотел бы, чтобы мы еще раз когда-нибудь стали культурной столицей и могли показать ещё что-то новое?

Я был бы очень рад, если бы понятие культуры стало шире благодаря «Культурной столице». Культура — это не только классический балет, живопись. Культура — это ещё и то, как мы живем в этом городе, ходим по его улицам, как мы общаемся друг с другом, насколько мы открыты друг другу. Я очень люблю новое поколение, которому сейчас 20 лет или чуть больше. Это поколение выросло в свободном государстве. Я возлагаю на них большие надежды. Они свободно говорят на трех-четырёх языках, открытые границы для них в порядке вещей, их искусство — международное. Их надо поддерживать. Хотя мы уже 20 лет живём в суверенном государстве, в нас всё ещё сидит страх. Мы боимся, что нас не поймут и не примут. Я не осмеливаюсь предложить своё творчество за границей, поехать и сказать: «А вот и я! Посмотрите, на что я способен». Часто это вопрос смелости и этот год должен вселить в наших людей смелость.

Ты очень хорошо знаешь не только то, что происходит на сцене, но и за кулисами. Ты начинал как артист, как успешный режиссер, работал в лучшем нашем театре — Городском театре (Linnateater). Тебе не хочется поставить какой-нибудь спектакль?

Одна идея связана с современной пьесой «Сиддхартха». Вторая тема — Noor-Eesti, движение Младо-Эстония, зародившееся в начале ХХ века.  Это крайне интересный период, интересные вопросы.

У меня есть авторы, которые могут написать. Мне нравится работать с драматургами — я подаю идею и прошу написать пьесу. Мне нравится такая система, похожая на театр Робера Лепажа или на «Театр де Комплисите». Текст пьесы создаёт вся труппа и получается гораздо продуктивнее.

Нет, это совсем другой уровень. Лепаж, это — очень высоко. Если вернуться к метафоре с которой я начал, то Лепаж — на вершине пирамиды, а я где-то внизу.

О чем я и говорю. Лепаж для меня — один из лучших режиссёров в мире. Особенно это касается того, о чем он говорит и делает спектакль. По-моему, он очень гениальный. Опять же, когда смотришь Лепажа, кажется, что лучше и важнее постановки нет в мире. Тема спектакля затрагивает всех людей в мире. Он ставит «Проект Андерсен» с одним актёром, который идёт 2 месяца в Лондоне в зале «Барбикона» на 2000 мест.  Он ставит очень сложные философские вещи.

Чувствую, что ты уже горишь. Но хочу спросить про ещё одну твою должность — ты являешься советником президента по культуре. В чем состоят твои обязанности?

Президент вообще интересуется вопросами культуры? Интересуется он ими больше или меньше, чем другими вопросами?

Я очень рада, что наш город стал культурной столицей Европы. Для меня всё что связано с культурой —это смысл жизни, также как и для тебя и для многих-многих людей. Спасибо большое.